Что делать, если ваш обычно энергичный, доброжелательный ребёнок вдруг начинает дерзить дома, неохотно отправляется в школу?
top of page


" Быть хорошим учителем, значит ежедневно создавать ситуацию успеха для
ребенка на своем уроке. Успех – значит вовремя успеть, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы. Успеть познать его внутренний мир.Успех, как птица, может коснуться своим крылом и дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо».

bottom of page
Обычно родители бегут с подростком к психологу по поводу его бурного прохождения через пубертатный период.
Хамит, дерзит, дерется, не учится, пробовал алкоголь, сигареты… И так далее, и тому подобное.
Помогите, спасите, верните прежнего ребенка!
И остро завидуют тем родителям, которых эта напасть миновала. Которые с гордостью оповещают знакомых, что у них никаких проблем с подростком нет. Такой же тихий и спокойный, как раньше. Учится, слушается, разумно себя ведет. И, мол, поучитесь у нас, как надо детей воспитывать!
И невдомек и тем, и другим, что все совершенно наоборот. Что «буйство» подростка в пубертатный период – это абсолютно НОРМАЛЬНО. И все, что требуется от родителей, так же как от визита к психологу – это поддержка, необходимая человеку в трудные времена, именно она необходима вашему подростку.
ПОДРОСТОК ДОЛЖЕН СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ, ОН ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО И ОТДЕЛИТЬСЯ ОТ СЕМЬИ.
Ему нужно разорвать узы, привязывающие его к родителям – а ведь это узы любви! И он рвет эти узы, прибегая к противоположности любви – ненависти, агрессии.
Он нападает на родителей, чтобы немного разлюбить их. И оказаться способным быть ОТДЕЛЬНЫМ СУЩЕСТВОМ.
Он должен научиться опираться на себя, и для этого ему нужно разрушить родительский авторитет, чтобы не искать в нем привычной опоры.
Что же происходит с ребенком, который этого НЕ ДЕЛАЕТ?
Который не пытается отделиться от родительской семьи?
Это ребенок, который не хочет или не может становиться взрослым. И это – огромная проблема, которая ставит под угрозу всю его будущую жизнь.
Развитие человека происходит в определенной последовательности, проходит через определенные этапы, которые НЕЛЬЗЯ «перешагнуть» и пойти дальше. И неспособность ребенка выйти на подростковый кризис может означать «ЗАСТРЕВАНИЕ» на предыдущей стадии развития.
НАПРИМЕР, не совершился переход от пары «мать-дитя» к триаде «папа-мама-я».
Это может происходить, когда отца в семье нет, или он есть, но агрессивен или холоден, или мать отталкивает его, исключает из отношений с ребенком. Подросток с таким детством остается слитым с матерью малышом и, конечно, ни о каком отделении речи быть не может.
Повзрослев, он с высокой степенью вероятности придет к психологу по поводу неспособности создать свою семью из-за личностных проблемам, плюс сюда же добавится психосоматика.
Сходная картина может наблюдаться у подростка, который на подростковый кризис вышел, но проявления агрессии по отношению к родителям, неизбежные при прохождении этого кризиса, находятся у него под жестким запретом
Это может происходить по разным причинам:
✓ Если родитель слишком хрупкий и агрессия может его разрушить.
✓ Если родитель недостижимо холодный и нападение бессмысленно.
✓ Если родитель только один и ссора с ним оставит ребенка в полном одиночестве.
✓ Если в семье культивируется показное благополучие, даже скорее благолепие, и любой конфликт под запретом.
Такая агрессия откладывается «на потом» и может выплеснуться на супруга в браке, разрушив его. Или может обернуться против себя, и тогда последствием «тихого» пубертата будет депрессия, зависимость или любые другие формы аутоагрессивного поведения.
Самое лучшее, что могут сделать родители для своего смирного подростка – это прийти вместе с ним к психологу и разобраться, что происходит в отношениях с ребенком, что за "черти" водятся в тихом семейном омуте.
Искать причину
Воспользуйтесь следующими четырьмя шагами как руководством в искоренении дерзости и склонности ребенка к пререканиям.
Шаг 1. Сразу же выявляйте дерзость
Определите, что именно вы считаете неуважительным поведением, чтобы ребенку было ясно, чего от него ждут. Все дети время от времени срываются, но есть ли слова, фразы или жесты, которыми ребенок пользуется довольно часто? Именно на этом вы и должны сосредоточиться. И всякий раз, когда ребенок ведет себя таким образом, немедленно указывайте на это.
Шаг 2. Не вступайте в пререкания, когда ребенок дерзит
Исследования в области развития детей показывают, что, как правило, дети перестают дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания. Поэтому держитесь нейтрально и не отвечайте. Не вздыхайте, не пожимайте плечами, не показывайте, что им разгневаны.
Шаг 3. Введите штрафные санкции, если дерзкое поведение продолжается
Предположим, что вы четко объяснили, чего хотите, тем не менее дерзость и пререкания продолжаются. Пора ввести за них те или иные штрафные санкции. Эффективные штрафные санкции должны быть понятны ребенку, иметь определенную продолжительность, непосредственно относиться к неуважительному поступку и соответствовать характеру ребенка. Установив штрафные санкции, последовательно применяйте их и не отступайте.
Шаг 4. Поощряйте уважительное поведение
Одно из самых простых средств сделать хорошее поведение более частым — поощрять ребенка каждый раз, когда он поступает правильно.
Постарайтесь выяснить, что произошло. Можно посоветоваться с учителями, можно поговорить с друзьями вашего сына или дочери. Только делайте это тактично, чтобы у ребят не возникло впечатления, что вы выпытываете их секреты.
Пользуйтесь любой возможностью побыть с ребенком в эти дни. Пусть не словами, а всем отношением дайте ему почувствовать, что вы рядом, что вы готовы выслушать, дать совет.
Возможно это новые правила, которые нужно соблюдать и в рамках которых необходимо выстраивать отношения с учителем и сверстниками.Наиболее болезненно они воспринимаются в подростковом возрасте, когда ребенку важно признание сверстников и уважение его как личности. Каждая проблемная ситуация в общении является источником стресса, поэтому важно, чтобы у подростка был близкий человек, к которому он прислушивается и может рассказать о своей проблеме, не нарвавшись на осуждение или нравоучения. Нужно искать причину.Многие школьники живут в страхе перед плохой отметкой, воспринимают ее не как оценку своей работы, а как некое клеймо. Часто повод для детской тревоги дают сами родители: «Опять тетрадь испачкал, не решил задачу, не выучил стихи, потерял учебник...». Они драматизируют ситуацию, и дети начинают верить, что никогда не смогут учиться так, чтобы родители были ими довольны.
Спокойным, уважительным тоном скажите ребенку: «Если я когда-либо говорил(а) с тобой на повышенных тонах, прости меня. Я не хочу причинять тебе боль и не хочу, чтобы ты ранил меня. Давай начнем все сначала?».
Сосчитайте до десяти или используйте другие способы для того, чтобы успокоиться и не ответить дерзостью на дерзость. Избегайте упреков, таких как: «Не разговаривай со мной таким тоном».
Используйте дерзость вашего ребенка в качестве обратной связи, которая сигнализирует вам о том, что в ваших отношениях что-то не так. Возвращайтесь к разговору только после того, как вы оба успокоились. Проанализируйте, что могло спровоцировать дерзкую реакцию вашего ребенка.
Вместо того чтобы сосредоточиться на неуважении, акцентируйте внимание на чувствах. Скажите что-то вроде: «Ты, очевидно, сейчас очень расстроен. Меня расстраивает, когда ты разговариваешь так. Давай переведем дух и успокоимся. Мы можем поговорить позже, когда почувствуем себя лучше. Я хотел(а) бы услышать, почему ты расстроен».
Не следует использовать наказание, чтобы «получить» контроль над ситуацией. Когда вы оба успокоитесь, то сможете уважительно поработать над решением, которое устроит вас обоих.
Поделитесь с ребенком своими чувствами: «Мне очень больно, когда ты разговариваешь со мной таким тоном. Позже я бы хотел(а) поговорить с тобой о том, как ты мог бы сказать о том, чего ты хочешь и что чувствуешь» или «Слушай, я, наверное, чем-то задел(а) тебя, скажи, чем, потому что мне самому(ой) очень больно».
Если вы не слишком расстроены, попробуйте обнять своего ребенка. В такой момент дети могут быть не готовы принять объятия, но если они готовы, объятия изменят атмосферу в сторону любви и уважения и сделают это для вас обоих.