top of page


" Быть хорошим учителем, значит ежедневно создавать ситуацию успеха для
ребенка на своем уроке. Успех – значит вовремя успеть, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы. Успеть познать его внутренний мир.Успех, как птица, может коснуться своим крылом и дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо».

bottom of page
ПРИНЦИПЫ РОДИТЕЛЬСКИХ ЗАПРЕТОВ
1. Однозначность
Дети вocпринимают слова более буквально, чем взрослые. Кроме того, они крайне чувствительны к так называемому невербальному компоненту речи: нашим интонациям и мимике, а именно они в первую очередь выдают любую фальшь. Вот почему они зачастую оказываются гораздо проницательнее взрослых.
2. Непротиворечивость
Запрет не должен противоречить другим запретам. Помните, что вы в ответе за каждый запрет, соблюдения которого вы требуете. Чем запретов больше, и чем они глупее, тем меньшей силой они обладают. Запрет не должен противоречить здравому смыслу. Никогда не говорите что-либо вроде: «Нельзя кричать» или «Никогда не прикасайся к моим вещам». Соблюдать такие правила невозможно, а требовать их соблюдения — безумие.
3. Ясность
Запрет должен быть понятен ребенку. Детям постарше необходимы ясные объяснения всех запретов, иначе они воспримут их как оскорбление и наступление на свободу их личности. Особенно это касается тех запретов, от которых зависят здоровье и жизнь ребенка. Сами по себе такие запреты неочевидны, а наглядно показать ребенку, что будет, если запрет нарушить, вы не можете.
4. Последовательность
Решите для начала, где пролегает тот предел, за которым ваши силы заканчиваются. Невозможно быть последовательным, если запрещать ребенку всё подряд: вы очень быстро устанете и махнете на все рукой. Чтобы вы могли придерживаться раз заведенных правил и призывать чадо к порядку, запретов не должно быть много, но те, что есть, не должны нарушаться, и вы должны быть в этом последовательны. Дети примерно до 3 лет воспринимают любой запрет как нечто, напрямую связанное с личностью родителя. Поэтому-то они часто и нарушают хорошо известные им запреты, лишь только вы покинули комнату. И единственное, что вам остается — это, вернувшись, повторить их снова и снова.
5. Солидарность обоих родителей
Когда папа и мама согласны друг с другом в основных вопросах, ребенок получает от них непротиворечивую картину мира, и растет уверенным в себе и окружающих. Если же папа говорит одно, а мама — другое, ребенок оказывается вынужден как-то соединять в своем уме родительские послания. Он может это сделать ценой внутреннего конфликта и «угодит обоим», либо — выбирать то, что ему больше по душе, и манипулировать родителями в своих интересах.
6. Твердость
Дайте карапузу выпустить пар, после чего ведите себя, как ни в чем не бывало. Настаивая на своем, старайтесь не злиться, тем более — не пытайтесь вести себя «мстительно». Просто делайте то, что считаете нужным. Если малыш расстроен, пожалейте его. Если вы дадите ему понять, что он, излив на вас свой гнев, совершил нечто ужасное, вы заставите его чувствовать себя виноватым, а это — лишний эмоциональный груз, который ребенок нести вовсе не должен. Ведь его гнев был искренним: ему очень хотелось еще торта, только и всего, ведь дети обожают сладкое
7. Честность
Смотрите на вещи реально. Прежде чем «издать новый указ», отдайте себе отчет в том, почему вы это делаете. Каждый свежеиспеченный вами запрет -новая мелкая травма для малыша. Ребенок всем своим существом чувствует ваши истинные мотивы, даже если пока не осознает этого.
8. Уважение к мотивам поступка
Всегда старайтесь встать на позиции ребенка и понять, почему он совершил тот или иной проступок. Оправдывая мотив ребенка, вы позволяете ему принять запрет — с пониманием, а наказание — с достоинством. Малыш вовсе не плох, но он совершил плохой поступок. Если вы спутаете для себя эти две вещи, вы дадите понять ребенку, что он не достоин вашей любви. Наказывать, не унижая, удается тем папам и мамам, которые не допускали и мысли, что ребенок совершил свое «злодеяние» намеренно.
Перед тем как начинать корректировать любого рода проявления вызывающего поведения, проведите семейное собрание, сделайте это тогда, когда вы все спокойны и уравновешенны. Установите для непослушного ребенка домашние правила и объясните ему, какие на него возложены обязанности по хозяйству, как и когда он должен делать домашнюю работу, когда ложиться спать, приходить домой с прогулки и как нужно относиться к окружающим людям. Составьте список проявлений неприемлемого поведения, в который можно включить грубость, физическую агрессию в гневе, отказ выполнять свои обязанности и неуважительное поведение. Возложите на ребенка ответственность и опишите последствия за нарушение домашних правил.
Крики родителей заставляют ребенка вести себя еще хуже. Крики могут очень быстро вывести ситуацию из-под контроля. Когда ваш ребенок слышит, как вы кричите, он чувствует, что вы потеряли контроль над собой. Он делает вывод, что эмоциональные всплески вполне допустимы. Сделайте глубокий вдох и успокойтесь. Затем начните разговаривать с ребенком твердым и спокойным голосом. Это очень важный шаг, который помогает решать проблемы проявлений вызывающего поведения и смягчать противоборство
За что НЕЛЬЗЯ наказывать ребенка
За случайные проступки - например, быстро-быстро бежал и кого-то толкнул, разбил предмет, повредил мебель или сломал игрушку. Надеюсь, все мамы уже знают, что за такое ребенок не должен “огребать”. Более того, сам малыш может быть опечален, расстроен или напуган своим поступком - в таком случае, помогите ребенку успокоиться, проявите сочувствие и помогите исправить оплошность, если это возможно.
За несдержанность, присущую возрасту - маленькие дети очень импульсивны, только после 4-х лет у них начинает формироваться самоконтроль и способность удерживать свои порывы внутри. Не ругайте и не наказывайте ребенка, если понимаете, что в этой ситуации он попросту не может себя остановить: его отрывают от интересного занятия, он перевозбужден, ему очень нравится производимый эффект (например, от показывания языка или бросания предметов в кошку). Помогите ребенку остановиться! Можете считать, что пока самоконтроля у ребенка нет, то эту функцию выполняете вы. Подробнее о том, как это сделать, далее в статье.
За то, что ребенок еще не умеет в силу возраста - как-то одна подписчица поделилась со мной жалобой: ее 6-летний ребенок не может помыть пол, не расплескав воды. Ну, что тут сказать? Завышенные родительские ожидания - одна из самых популярных причин плохого поведения детей. А как вести себя иначе, если от тебя требуют невозможного, еще и наказывают за это? Поэтому перед тем, как отругать ребенка, подумайте: а может ли он в принципе выполнить мою просьбу. Или он еще слишком мал?
Перед тем как выяснить, есть ли необходимость в наказаниях, углубимся в причины, которые толкают нас, родителей, на применение санкций:
Причина 1. Слив эмоций
Часто случается так, что в порыве гнева мы пугаемся дерзким словам ребенка или в порыве гнева хотим как будто ему отомстить. Особенно сильно проявляется такая реакция, когда мы банально устали, раздражены или дошли “до точки кипения”.
Таким образом, причиной, которая толкает нас на санкции, служат не действия ребенка, а наша собственная несдержанность! Сможет ли он после такого “слива эмоций” чему-то научиться? Вряд ли. Только запомнит, что не нужно попадать родителю под горячую руку.
Причина 2. Ощущение бессилия
Когда ребенок вас не слышит, легко почувствовать себя буквально парализованной. Мы ощущаем, как руль управления выскользнул из рук и контроль над ситуацией потерян. В этом случае возникает импульсивное желание схватиться за последний рычаг - и наказать за непослушание, чтобы опять ощутить свою силу.
Причина 3. Запрет на злость⠀
Гнев ребенка выматывает. Но терпение особенно тяжело дается тем, у кого есть запрет на злость - неприятие и/или страх гнева. Мама воспринимает детский гнев на свой счёт. Ей кажется, что ребёнок злится из-за нее, и, следовательно, включается стыд и чувство вины. Такая реакция вызывает ответное желание “подавить бунт”: запретить злиться, как мы запрещаем это самим себе.
Такое бывает, если в детстве вас стыдили или винили; требовали улыбаться, даже когда самим улыбаться не хотелось; вынуждали быть благодарными. Но тут важно вспомнить, что гнев - это процесс ребенка! Его опыт встречи с ограничениями. Или у вас есть иллюзия, что ребенок должен быть рад и всегда готов к ограничениям? Верю, что нет.
ЕСТЬ ТРИ ВИДА НАКАЗАНИЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ К РЕБЁНКУ.
Это: 1. ЗАМЕЧАНИЯ
2.ТАЙМ-АУТ
3. РАСПЛАТА ЗА ПРОСТУПОК.
КАК СДЕЛАТЬ ЗАМЕЧАНИЕ
Замечания отмечают границы дозволенного и помогают ребенку обучаться произвольности. Чтобы замечание было эффективным, соблюдайте вот эти правила.
1. Конкретизируйте нежелательное поведение и дайте ребёнку конкретное обоснование, за что ребёнок получил замечание. То есть не надо говорить: "Перестать немедленно". Нужно говорить: "Пожалуйста, не надо подбирать с земли шишки и кидаться в прохожих, так ты делаешь им неприятно".
2. Будьте последовательными в замечаниях. Если уж вы запрещали поднимать шишки и кидать их в прохожих, придерживайтесь этого запрета и дальше.
3. Приблизьтесь, когда делаете замечание. Самое лучшее расстояние для замечания – один метр. Если вы кричите через всю детскую площадку – это несерьёзно и не работает. Поэтому подойдите и сделайте замечание на расстоянии в метр.
4. Делайте замечания в мягкой форме. Мягкое замечание снижает остроту наказания, но это нам и надо. Замечание – это самая лёгкая форма наказания. Не стоит бить из пушек по воробьям. Пусть это будет всего лишь лёгкий укол.
ТАЙМ-АУТ – ВРЕМЕННОЕ ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ПРИЯТНОГО
Потеряв, пусть и временно, то, что нам нравится, мы получаем своего рода прививку от неправильного поведения. Понятное дело, что такая прививка нам не нравится, но это не страшно.
Обида скоро пройдёт, а память останется. И в следующий раз мы, скорее всего, крепко задумаемся – стоит ли делать вот так.
То же самое и у детей (разумеется, речь идёт не о трёхлетках).
Тайм-аут работает с детьми постарше – где-то лет с четырёх, с пяти. Длительность лишения может быть разной, в зависимости от проступка.
Лишать нужно желаемого и существующего – например, просмотра планшета, который под рукой, или прогулки, которая возможна прямо сейчас. Лишать того, что будет когда-нибудь – бесполезно.
И ещё важный момент. Обязательно обращайте внимание на ребёнка в ходе отлучения. Притрагивайтесь к нему, обращайтесь, хвалите, если есть за что.
Всё это позволит ребёнку понимать, что вы его любите, а "сладкого" он лишился по собственной дурости, а не по вашей.
РАСПЛАТА ПОСЛЕДСТВИЯМИ
Этот приём работает с четырёх лет и до бесконечности.
Принцип прост – если ребёнок что-то сделал не так, он исправляет последствия. Рассыпал горох – помогай собрать. Разбил чашку – убирай. Испортил какую-то вещь в доме – покупай (или давай хотя бы часть денег на покупку).
Разумеется, про деньги можно вести разговор с ребёнком в возрасте старше четырёх лет и если деньги у него есть. Например, ему каждую неделю дают на карманные расходы. Вот из этих денег и можно взять нужную сумму на покрытие расходов.
В реальности , родителю нужно выставлять границы и время от времени наказывать за их нарушение. ️Если делать это умело, то вреда от этого ребёнку не будет, а пользы получится много.
Лучшим наказанием является лишение приятного, а не выдача неприятного. Проще говоря, отменить какую-либо привилегию лучше, чем выдрать ремнём. Оскорблять тоже нельзя.