Травля детей со стороны сверстников, так называемый буллинг, сегодня одна из наиболее распространенных проблем образовательных организаций, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в коллективе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам. Одно из направлений профилактики данного процесса является работа с родителями учащихся путем информирования о сути, структуре буллинга и способах решения данных проблем. Хотелось бы обсудить как Вы решаете эту проблему,
top of page


" Быть хорошим учителем, значит ежедневно создавать ситуацию успеха для
ребенка на своем уроке. Успех – значит вовремя успеть, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы. Успеть познать его внутренний мир.Успех, как птица, может коснуться своим крылом и дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо».

bottom of page
Буллинг в школе не имеет возрастных ограничений и не всегда исходит от более сильных к более слабым. Жертвами могут стать и учителя, и родители, да и сами агрессоры могут меняться местами с объектами их травли. Как пережить травлю, что движет агрессорами — порой ответы на эти вопросы проще найти в художественной литературе, чем в кабинете психолога. Олеся Скопинская собрала произведения о буллинге в школе, которые стоит прочесть всем.
1. Андрей Богословский «Верочка»
2. Джоди Пиколт «Девятнадцать минут»
3. Владимир Железников «Чучело»
4. Гордон Рис «Мыши»
5. Анника Тор «Правда или последствия»
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/bulling/3485670-bullying_books
Алгоритм действий учителя при возникновении травли
1. Работайте в команде
Если вы понимаете, что один из ваших учеников столкнулся с жестоким обращением одноклассников, сразу же сообщите об этом психологу и социальному педагогу. Поставьте в известность администрацию. Создайте конфликтную комиссию.
2. Сообщите о проблеме родителям обеих сторон конфликта
Созданной комиссией пригласите на беседу родителей предполагаемых обидчиков и жертвы буллинга. Важно, чтобы беседы с родителем каждого школьника проводились индивидуально. Во время диалога не обвиняйте ни в чём родителей и их детей, а лишь высказывайте свои опасения о сложившейся ситуации и продумайте общий алгоритм действий.
3. Установите для родителей правила взаимодействия
Обязательно скажите родителям, что все обсуждения с другими родителями, в том числе родителями жертвы, должны осуществляться через вас. Если это необходимо, после индивидуальных бесед организуйте встречу родителей участников конфликта. На встречу обязательно пригласите представителя администрации и внешнего беспристрастного модератора. Эту задачу в некоторых случаях может выполнять школьный психолог.
Также объясните родителям, чтобы они ни в коем случае не разговаривали с чужими детьми — участниками конфликта. Это общение нужно полностью исключить, так как любой такой разговор приведёт к эскалации конфликта.
4. Решайте проблему с каждым ребёнком индивидуально
После общения с родителями также индивидуально поговорите с каждым ребёнком. В первую очередь нужно поговорить с тем, кто подвергся травле. В этой ситуации очень важно, чтобы диалог происходил не в присутствии толпы взрослых. Лучший тандем для такого общения — классный руководитель и психолог. Если же ребёнок по каким-то причинам не доверяет психологу или классному руководителю, то лучше пригласить для беседы другого коллегу, являющимся значимым для ребёнка.
Для вас важно, чтобы ребёнок был максимально открыт, а для этого нужно создать настолько комфортную атмосферу, насколько это возможно.
После того как диалог состоялся, пригласите на индивидуальную беседу остальных ребят. Во время общения ни в чём не обвиняйте детей, а лишь задавайте интересующие вас вопросы.
После встречи вам должны быть известны ответы на следующие вопросы:
точно ли был факт травли;
каковы причины травли;
какие действия совершались во время травли;
какую роль в травле играл каждый из участников;
что мотивировало каждого из участников травли совершать те или иные действия.
5. Действуйте по закону
Если ваши ученики своими действиями нарушили закон, обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних или к участковому, курирующему ваш участок. Поставьте ребёнка на внутришкольный учет. Не испытывайте по этому поводу угрызений совести и относитесь к этому как к вашей профессиональной задаче. Если вы считаете, что эти действия жестоки по отношению к детям и «как-то сами договоримся», то будьте готовы к тому, что дети, способные на буллинг, скорее всего воспримут ваш поступок как слабость и будут чувствовать себя безнаказанными. При этом вы должны понимать, что это ваши ученики и вы, их классный руководитель, несёте за них ответственность, именно поэтому сделаете всё необходимое в рамках вашей профессиональной компетенции.
При первых признаках буллинга классному руководителю необходимо выполнить ряд действий:
Уведомить администрацию школы, соц.педагога, психолога о факте буллинга.
Поговорить с родителями ребенка-жертвы, чтобы выявить пути оказания помощи ребенку и сообщить родителям о мерах предпринимаемых школой.
Выяснить каких действий ребенок ожидает от взрослых, чтобы чувствовать себя в безопасности, убедить его, что будет сделано все возможное для недопущения продолжения травли.
Восстановить психологическое равновесие в классе и принять меры для восстановления репутации ребенка, устранив, ставшие известными проявления буллинга (присекать насмешки, издевки, контролировать распрстранение порочащей информации.
Принять меры для недопущения перехода открытого буллинга в скрытую форму, кибербуллинг (форма издевательств в сети интернет).
Осуществлять контроль за поведением детей класса в соответствии с правилами поведения учащихся и уставом школы, законом об образовании.
В борьбе со школьным буллингом нужно всегда действовать на опережение. Нужно учить детей, как действовать, в той или иной ситуации, чтобы травли не было.