top of page


" Быть хорошим учителем, значит ежедневно создавать ситуацию успеха для
ребенка на своем уроке. Успех – значит вовремя успеть, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы. Успеть познать его внутренний мир.Успех, как птица, может коснуться своим крылом и дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо».

bottom of page
Меняются ли сегодня задачи и функции классного руководителя? Безусловно! И контроль за успеваемостью учеников, и общение с их родителями, и организация воспитательной деятельности – все по-другому осмысливается в свете главного предназначения современной школы: не просто способствовать развитию детей и подростков, а помогать им выстраивать личный образовательный маршрут, уже на школьной скамье определять свою индивидуальную жизненную траекторию. Если мы это поймем, большинство родителей будут нашими союзниками. А классный руководитель станет помощником, тьютором, менеджером в детском коллективе.
Для этого, во-первых, необходимо подключить психологическую науку и практику, чтобы помочь учительству перестроить себя. Согласитесь, сейчас подавляющее большинство стоит на старых позициях накопленного опыта. Заучили основные положения ФГОС, но не поняли или не приняли его. Во-вторых, необходимо провести серьезную ревизию форм и методов воспитания. Мы много говорим об инновационных технологиях, но в реальной практике проекты учеников отталкиваются от представлений учителя, а не от интересов и потребностей самих детей. В-третьих, в деле классного руководства хотелось бы гармонично объединить усилия педагогической науки и практики.
В современной школе классный руководитель должен уметь многое:
Планировать свою деятельность как классного руководителя, стремится к карьерному развитию. Наш мир не стоит на месте. Какие-то полгода назад классный руководитель даже не мог подумать о внеклассной работе онлайн, а именно сейчас каждый классный руководитель готов провести любое мероприятие в онлайн формате.
Анализировать и прогнозировать свою деятельность. Уметь анализировать личность каждого учащегося, прогнозировать развитие этой личности наперед, оказывать помощь в становлении личности.
Умение обучить другого человека навыкам саморазвития и самоконтроля.
Навык социального общения. Постоянный социальный контакт с родителями, педагогами - предметниками, учащимися.
Не стоит быть назойливым, стоит учитывать, что у каждого человека свои интересы и занятия.
Не стоит разговаривать о чужих детях и родителях с посторонними людьми. Конечно у каждого бывают ситуации, когда не складываются отношения с родителем или учащимся, стоит поговорить с коллегой или психологом, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, свежим взглядом.
Хорошее чувство юмора поможет разрядить обстановку. Умейте смеяться над ситуацией, собой и вместе с учащимися. Многие наши учителя не умеют смеяться над собой и ситуацией. Юмор помогает при профессиональном выгорании.
Стоит быть всегда в курсе современных течений, которыми интересуются подростки. Технологии современного мира тесно связаны с интернетом, учащиеся должны видеть в своем классном руководителе современного человека, это повышает его авторитет и доверие.
Многие считают, что идеальных людей не существует, но существует ли идеал классного руководителя? Все зависит от конкретного возраста учащихся, с которыми контактирует учитель, от социума из которого дети. Все элементы воспитательной деятельности должны быть учтены в становлении идеальных отношений между учащимся и классным руководителем.
Класс — это маленькая школа, и классный руководитель в ней — классный директор, который в ответе за все, что в нем происходит. Но школа сегодня очень быстро меняется. Меняется управление, структура, ответственность, содержание, стиль обучения, подходы к изучению предметов и многое другое. Сегодня мы уже не должны работать и обучать так, как это было вчера. В динамично меняющемся мире должно меняться все. И школа – прежде всего. Она должна соответствовать запросам времени. Следовательно, пришло время подумать и о роли современного классного руководителя
Считаю, что классный руководитель должен влиять на жизнь в социальных сетях своих учеников. Более того, сегодня он может найти в пространстве столько полезной для ребят информации, выложить и увлечь ею (а то и прибегнуть к их помощи для нахождения материала по заданной теме), может устраивать дискуссии на темы, оставлять свои комментарии. Это нужно проводить и с родителями, тогда, возможно, уйдут со временем (это культура общения в сетях) те высказывания и суждения в адрес школы, учителя, которые, нередко, просто потрясают (и уж не в хорошем смысле слова).
Формат собраний для родителей тоже должен меняться. И здесь на помощь уже во многие школы приходят новые технологии. Это не значит, что дорогу в школу родители станут забывать. Нет. Просто нужно искать новые формы общения, формы содружества, сотворчества. И они же уже работают, пусть пока и по крупицам (а, может, и больше). И к таким классным руководителям стремятся попасть родители со своими детьми, и стремление в такие школы (где интересно работают педагоги) всегда выше. Думаю, эти строки читают и ученики, и родители, и выпускники нашей школы, значит, кому-то из них будет что написать о своем классном руководителе, которым они гордятся, в объявленном конкурсе, итоги которого будут подведены к Дню Учителя.
По окончании ВУЗа мы приходим в Школу и, как правило, нам дают классное руководство. Значит, несколько лет я проживу со своими учениками. Как? С чего начать? Эти вопросы всегда задает себе каждый начинающий учитель. Нет единой формулы для ответа. Режим выстраивания взаимоотношений зависит от параллели класса: в начальной школе он один, в 5 классе – другой, а если подхватываешь в старшей школе – третий. Но всегда ученики должны видеть твое неравнодушие, должны понимать, что у тебя нет «любимчиков», что ты ровно относишься к каждому из них. С детьми надо разговаривать. И не только на классном часе (и уж ни в коем случае, на уроке). Это может быть доверительная беседа с одним, возможно, с несколькими учениками (если этого требует сложившаяся ситуация), а, может, беседа с приглашением родителей, беседа во время похода в театр, посещения экскурсии, во время поездки… В неформальной обстановке дети, как правило, лучше раскрываются. А взаимоотношения с родителями? Тоже непростой аспект, и особенно сегодня. Родители предъявляют к классному руководителю высокие требования, следовательно, и с ними надо работать очень продуманно. Ни в коем случае не свысока, не унижая достоинства членов семьи. Не стоит выбирать себе друзей среди родителей. Они могут ими стать, но пусть это произойдет намного позднее. С родителями тоже следует выстраивать ровные отношения и не показывать преимущество одних по отношению к другим.