
Все живое пробуждается, пробиваются первые травинки, распускаются почки на деревьях, щебечут птицы. Эти изменения происходят благодаря солнцу, его теплу и заботе.
Так и наставники, как солнышко, заботятся о своих подопечных, помогают им раскрыть свой потенциал, вселяют веру в себя, направляют и пробуждают интерес к новым свершениям.
Какой образ у вас возникает, когда вы представляете себе наставника в педагогике?
В образовательном сообществе наставничество – своего рода канал передачи опыта. Такая технология получения знаний, умений, опыта, навыков и компетенций работает гораздо быстрее и эффективнее, чем другие способы (учебные пособия, уроки, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение).
Наставник – это взрослый, который вдохновляет своим примером. Это не учитель, не психолог, не родитель, не коуч и не психотерапевт. Это человек, которому ребенок доверяет, опыту которого верит и хочет следовать.
«Настоящий наставник всегда немного супермен. Чтобы за ним было интересно тянуться, чтобы к нему — чужому, все-таки, человеку — включилось поведение следования, он должен быть особенным, должен впечатлять и восхищать, уметь что-то такое, чего никто больше не умеет, быть причастным к чему-то тайному, сакральному, куда нет вход непосвященным. Не случайно самые известные образы наставников — это маги, волшебники, существа из иного мира: кентавр Хирон, Мерлин, Гэндальф, Дамблдор, магистр Йода, Доктор Кто. Архетипический Наставник — это мудрец, могучий воин, много где побывавший, много чего на своем веку повидавший, совершивший немало подвигов».
Не менее важны для наставника следующие навыки: — способность к анализу и предложению решений, то есть умение выявить причины тех или иных результатов и рассмотреть альтернативные варианты решения; — организаторские способности — умение объединять людей — для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия; — инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому — важные качества организатора; — креативность, способность решать нестандартные задачи. Самый эффективный инструмент, который может использовать педагог — это творчество. Педагог обязан быть креативным. Однако при огромном количестве имеющихся возможностей для творческой реализации, часто наблюдается то, что можно назвать «апатией творчества». Это может случиться с каждым, но обычно быстро проходит. Креативность педагога может проявляться в выборе стратегии обучения, форм подачи учебного материала, методов и средств обучения и воспитания. То, что педагоги имеют высокие ограничения по учебным программам, поурочному планированию и т. п. не значит, что педагоги не могут по-прежнему получать удовольствие от творчества.
Для наставника важно проявлять заинтересованность в повышении качества своей деятельности и стремиться к изучению различных образовательных ресурсов и практик. Те, кто не учатся — не способны учить других. Непрерывное обучение может достигаться как формальными методами — получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации — так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из жизни. Конечно же, нужно искать настоящие, интересные курсы, в том числе те, которые проводят практикующие педагоги или ученые, крупные специалисты в своем предмете. Такие курсы отличаются высокой практико-ориентированностью, а предлагаемые «готовые решения» позволяют экономя время и силы педагога быстро и массово внедрять новые образовательные продукты, современное оборудование и средства обучения для решения стоящих перед системой образования задач.
Наставнику необходимо обладать развитым эмоциональным интеллектом, то есть способностью сопереживать, понимать и реагировать на чувства другого человека. Эта компетенция позволяет контролировать и управлять огромным ресурсом таким, как эмоциональные реакции. Все люди разные, поэтому и подход к наставничеству должен быть отчасти индивидуальным. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции другого человека помогут сделать процесс обучения легким и эффективным, а также быстрее прийти к поставленной цели.
Не менее важно наставнику уметь управлять конфликтами и работать в команде , оперативно реагировать и использовать тактики, направленные на поиск оптимального решения, удовлетворяющего решение всех сторон конфликта. Также сюда можно отнести умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.